Обучение, ориентированное на практику: опыт и современные тенденции

Современные мировые тенденции в медицинском образовании изменили требования, как к содержанию, так и к применяемым образовательным технологиям. Основой успеха лучших мировых медицинских школ является сочетание ключевых факторов: наличие ресурсов, талантливых преподавателей, так и студентов, разработка, модернизация и реализация образовательных программ, ориентированных на конечные результаты обучения. Сегодня учебный процесс, прежде всего, ориентирован на формирование профессиональной компетентности врачей.

Медицинское образование постоянно обновляет современные подходы обучения и преподавания и на сегодня классифицированы более десяти инновационных трендов в образовательных технологиях, такие как цифровые (безбумажные) учебники, искусственный интеллект, виртуальные классы, влияние социальных медиа, открытое онлайн обучение, медиаграмотность, геймификация, перевернутое обучение и др.

С целью реализации образования, основанного на компетентностном подходе, определены сферы компетентности студентов и преподавателей: от разработки учебного плана до внедрения инновационных обучающих технологий и оценки на разных уровнях образования. Наиболее важной ответственностью любого преподавателя является достижение конечных результатов обучения и формирование ключевых компетентностей будущего врача.

Внедрение инновационных обучающих технологий — другая важная сторона эффективного медицинского образования, позволяющая подготовить будущего специалиста системы здравоохранения в соответствии с требованиями и ожиданиями общества.

Симуляционное обучение является привлекательным решением для предоставления образовательных возможностей, которые заполняют пробелы в обучении и одновременно минимизируют риск для пациентов. Пациентам в отделениях интенсивной терапии требуются инвазивные процедуры и эффективная работа команды, в этом случае симуляционное обучение подходит для безопасного обучения и отработки как технических, так и командных навыков, необходимых для практики интенсивной терапии. Симуляцию можно использовать как для обучения студентов, медицинских работников эффективной работе в команде при возникновении неотложной ситуации, так и для того, чтобы позволить каждому члену команды попрактиковаться в правильном выполнении своей индивидуальной задачи, чтобы они могли наилучшим образом оказать помощь реальному пациенту в этой опасной для жизни ситуации.

Таким образом, специфика медицинской профессии диктует высокую ответственность как преподавателей медицинских вузов, так и обучающихся за обеспечение качества полученного образования, солидарную ответственность каждого участника процесса образования за конечный результат обучения, внедрение и совершенствование образовательных программ и обучающих технологий, отвечающих потребностям общества и времени, конечной целью которых является сохранение и приумножения здоровья населения каждой страны. Одним из основных преимуществ обучения, ориентированных на практику является развитие профессиональных навыков. Этот метод позволяет применять теоретические зна­ния на практике, что способствует более глубокому пониманию материала.