Обучение, ориентированное на практику: опыт и современные тенденции
Современные мировые тенденции в медицинском образовании изменили требования, как к содержанию, так и к применяемым образовательным технологиям. Основой успеха лучших мировых медицинских школ является сочетание ключевых факторов: наличие ресурсов, талантливых преподавателей, так и студентов, разработка, модернизация и реализация образовательных программ, ориентированных на конечные результаты обучения. Сегодня учебный процесс, прежде всего, ориентирован на формирование профессиональной компетентности врачей.
Медицинское образование постоянно обновляет современные подходы обучения и преподавания и на сегодня классифицированы более десяти инновационных трендов в образовательных технологиях, такие как цифровые (безбумажные) учебники, искусственный интеллект, виртуальные классы, влияние социальных медиа, открытое онлайн обучение, медиаграмотность, геймификация, перевернутое обучение и др.
С целью реализации образования, основанного на компетентностном подходе, определены сферы компетентности студентов и преподавателей: от разработки учебного плана до внедрения инновационных обучающих технологий и оценки на разных уровнях образования. Наиболее важной ответственностью любого преподавателя является достижение конечных результатов обучения и формирование ключевых компетентностей будущего врача.
Внедрение инновационных обучающих технологий — другая важная сторона эффективного медицинского образования, позволяющая подготовить будущего специалиста системы здравоохранения в соответствии с требованиями и ожиданиями общества.
Симуляционное обучение является привлекательным решением для предоставления образовательных возможностей, которые заполняют пробелы в обучении и одновременно минимизируют риск для пациентов. Пациентам в отделениях интенсивной терапии требуются инвазивные процедуры и эффективная работа команды, в этом случае симуляционное обучение подходит для безопасного обучения и отработки как технических, так и командных навыков, необходимых для практики интенсивной терапии. Симуляцию можно использовать как для обучения студентов, медицинских работников эффективной работе в команде при возникновении неотложной ситуации, так и для того, чтобы позволить каждому члену команды попрактиковаться в правильном выполнении своей индивидуальной задачи, чтобы они могли наилучшим образом оказать помощь реальному пациенту в этой опасной для жизни ситуации.
Таким образом, специфика медицинской профессии диктует высокую ответственность как преподавателей медицинских вузов, так и обучающихся за обеспечение качества полученного образования, солидарную ответственность каждого участника процесса образования за конечный результат обучения, внедрение и совершенствование образовательных программ и обучающих технологий, отвечающих потребностям общества и времени, конечной целью которых является сохранение и приумножения здоровья населения каждой страны. Одним из основных преимуществ обучения, ориентированных на практику является развитие профессиональных навыков. Этот метод позволяет применять теоретические знания на практике, что способствует более глубокому пониманию материала.