Лаззат Жамалиева: Подготовка помощников врачей была бы полезной по многим направлениям
Одним из интересных и актуальных внутривузовских проектов стала работа на тему «Подготовка помощников врачей первичного звена здравоохранения».Руководитель Центра семейной медицины и исследований в первичной помощи, врач общей практики, возглавившая этот проект, рассказала о работе, её значении для медицины и общества, актуальность темы.
— Лаззат Манбетжановна, расскажите, пожалуйста, о проекте – в чем заключалась работа, какое клиническое, социальное или иное значение имеет проделанная работа?— Идея проекта «Подготовка помощника врача ПМСП» возникла после посещения семейных практик в Великобритании в 2017 году. В развитых западных странах подготовка помощников врачей (physician assistants) осуществляется с 60-х годов прошлого века. Они менее дороги для государства, чем врачи и даже медицинские сестры, но, несмотря на это, перечень компетенций, мануальных навыков очень объемный, и помощники врачей, на самом деле, помогают врачам. Перечень знаний и навыков зависит от «специализации»: есть помощники врача-анестезиолога, хирурга, и т.д. У семейных врачей, в тех организациях, которые я посетила, помощники врачей выполняли забор крови на анализы, снятие электрокардиографии, спирографии, измерение артериального давления, оказание неотложной медицинской помощи, и другие, не говоря уже о работе с информационными системами (документацией), коммуникации с населением и пациентами, и т.д.Возможно, для нашей системы здравоохранения актуальность дополнительных трудовых ресурсов не очевидна, потому что не в полной мере используется потенциал действующих работников, и потому что еще не «включены» в полной мере все опции первичной помощи, в частности реабилитация, паллиативная помощь. Для эффективной реализации всех программ министерства здравоохранения Республики Казахстан для первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), а также новых инициатив ВОЗ или рекомендаций профессиональных сообществ нам точно «рук» не хватает.
И для медицинского образования нашей страны, с такой особенностью, как большое количество студентов, по нашему мнению, подготовка помощников врачей была бы полезной по многим направлениям.Во-первых, возможность зарабатывать. Продолжительность обучения в медицинском университете занимает годы, и многие студенты работают, чтобы обеспечить себя или даже платить за свое обучение, если их семьи не могут это делать. Работают они обычно в немедицинских сферах, потому что до 6-го курса, когда они могут получить сертификат медсестры или медбрата, они не имеют права работать с пациентами. Приобретенная параллельно официально признанная специальность помощника врача дала бы возможность «подрабатывать» в медицинской сфере.Во-вторых, ранний контакт с пациентом и практические навыки. Все понимают, что это повышает эффективность теоретического обучения, формирует необходимые компетенции, опыт, однако возможности клинических баз не позволяют большому количеству студентов добиться приемлемого уровня владения навыками. Производственная практика имеет свои временные рамки –например, 4 недели летом после сдачи экзаменов, список медицинских организаций, с которыми заключены договоры на доступ студентов к практике. Все студенты одновременно направляются в больницы, и им банально не хватает пациентов и процедур. Парадокс заключается в том, что в ПМСП находится огромное количество пациентов, которым нужны те же перевязки, инъекции, уход, и другие медицинские и медико-социальные услуги. Перенаправление студентов из больниц в ПМСП решило бы и проблемы производственной практики медицинского вуза, и проблемы недостаточной заботы поликлиник по инвалидам, тяжелым больным на дому, детям в социально-неблагополучных семьях.
В-третьих, «подушка безопасности». Возможность выдавать сертификат помощника врача в первые годы обучения в вузе позволило бы повысить требования к успеваемости студентов, и не было бы стрессом для семей, чьи дети не способны освоить программу университета. Не секрет, что студенты отчисляются за неуспеваемость, и чем выше курс, тем «жальче» отчислять. Наличие другой медицинской специальности, освоенных кредитов, если они начнут учитываться для других специальностей, может удовлетворить студента и гибче переориентироваться с профессией.Полезные знания и навыки для других специальностей, например, студентам факультета «Общественное здравоохранение», которым лишь поверхностно преподаются клинические дисциплины, будет полезным окунуться в проблемы пациентов. Например, как бесплатно ребенку с сахарным диабетом пройти по назначению врача 3-хчасовой мониторинг электронейромиографии, которого нет в перечне бесплатных обследований для диабетиков.— Кто входил в команду по работе над этим проектом?— В команду проекта входили Жамалиева Л.М., руководитель Центра семейной медицины и исследований в первичной помощи, врач общей практики (ВОП), Векленко Г.В., руководитель кафедры пропедевтики внутренних болезней и клинической фармакологии, кардиолог, терапевт, Кашкинбаева А.Р., руководитель Центра непрерывного профессионального развития, детский невролог, Дильмагамбетова Г.С., доцент кафедры общей врачебной практики интернатуры, ВОП, Замэ Ю.А., ассистент ЦНПР, педиатр, Жаубатырова А.А., ассистент кафедры ПВБ, терапевт.
Проект был реализован на средства внутривузовского гранта.— Во многих странах представители таких профессий, как полицейские, пожарные обучаются оказанию первой помощи. Даже обязаны владеть навыками – они являются так называемыми парамедиками. Есть ли подобная практика в Казахстане?— Не знаю. Это не про помощников врачей. Парамедики обучаются на коротких курсах только оказанию первой доврачебной помощи. Помощники врачей – это специальность, которой обучаются, в разных странах от полутора до пяти(!) лет.В нашем проекте мы подготовили 1,5-годичную программу обучения помощников врачей ПМСП с учетом основной образовательной программы «Общая медицина», то есть с учетом того, что они освоили или осваивают биохимию, патологическую физиологию и другие, базовые (фундаментальные) дисциплины для медицинских работников.— Проект завершён. Но, наверняка, тема не потеряла актуальность?— Не потеряла. И сейчас существует дефицит рук в ПМСП, сохраняется проблема производственной практики студентов. Мы надеемся, что будет заказ и на помощников врачей, и на программу подготовки. Но мы понимаем, что в настоящее время на первом месте другие проблемы здравоохранения и медицинского образования.
— Будет ли продолжена работа в этом направлении?— По помощникам врачей можно продолжить работу. Нужны в первую очередь время, которого не хватает, единомышленники, поддержка государственных структур и лиц, принимающих решения. Мир не стоит на месте, здравоохранение и медицинское образование стремительно развиваются, столько идей, только успевай.Для нас проект был хорошим опытом, который помог нам подготовить новую проектную заявку и выиграть грант МОН РК, также направленный на улучшение оказания медицинской помощи в ПМСП и повышение качества подготовки врачей.