Регистрационный номер: 0123РК00899, 13/8-21-2715, 18.09.2023г.
Научный руководитель: Книсарина Малика Максатовна, доктор философии (PhD), доцент кафедры психологии, ORCID: 0000-0002-7350-1768 (https://orcid.org/0000-0002-7350-1768), Scopus authors ID: 57192387506 (https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57192387506), Researcher ID: Q-6386-2018 (https://publons.com/researcher/1867176/malika-m-knissarina/).
Место реализации: данный научный проект реализуется на кафедре психологииЗКМУ имени Марата Оспанова с 2023 года
Актуальность: По данным ЮНИСЕФ Казахстан (https://www.unicef.org/kazakhstan/media) развитие самостоятельной, гражданской личности молодежи, формирование ее позитивного мировоззрения с сохранением национально-государственной идентичности и культурной самобытности признается самым слабым доменом в Оценке Казахстана по Индексу благополучия молодежи.
В связи с этим, в начале 2021 года Президентом Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаевым было дано поручение разработать Индекс развития молодежи для страны: «Согласно мировой практике, в Казахстане необходимо внедрить индекс развития молодежи. Работа 36 местных органов по реализации молодежной политики будет оцениваться на основе этого критерия», так как благополучие молодежи входит в систему государственных приоритетов, направленных на расширение возможностей молодого поколения в эффективной самореализации, успешной социализации, а также росте человеческого капитала, способствующих достижению устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
Исследование позволит расширить знания в области Индекса благополучия молодежи, факторах, способствующих созданию привлекательной среды для активной молодежи с выраженной гражданской позицией (волонтерство, участие в социально-профессиональных проектах, летние трудовые отряды, стажерские практики, работы по благоустройству и т.д.). Вместе с тем анализ основных показателей благополучия обучающейся молодежи на примере Западного Казахстана будет способствовать созданию целостного представления о социально-психологических рычагах, влияющих на интенсивный рост благополучия обучающейся молодежи, и, как следствие, выявление соответствующего прогноза для эффективного протекания данного процесса.
Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление социально-психологических возможностей интенсивного роста благополучия для эффективной самореализации и дальнейшего профессионального становления обучающейся молодежи на примере Западного Казахстана.
Практическая значимость и новизна: Ожидаемый социальный и экономический эффект от результатов реализации данного проекта видится в повышении интенсивного роста благополучия обучающейся молодежи Западного Казахстана, в выявлении условий, необходимых для их эффективного развития в сфере молодежной политики. Данное исследование расширяет знания в области благополучия и развития обучающейся молодежи, в частности в уточнении основных понятий ««благополучие личности», «социально-психологическое благополучие личности», «индекс благополучия молодежи», «оценка благополучия обучающейся молодежи», в определении критериев Индекса благополучия молодежи (гражданское участие, экономические возможности, образование, здоровье, информационно-коммуникационные технологии, безопасность и защищенность).
Полученные результаты за 2023 год:
1) Проанализированы сущностная характеристики и концептуальные основы понятий «благополучие личности», «социально-психологическое благополучие личности», «индекс благополучия молодежи», «оценка благополучия обучающейся молодежи» на основе теорий: Р.Райана и Э.Деси, Self-Determination Theory, теории психосоциального развития Д. Хавигхерса, теории Н. Гартмана, Ф. Вернона, социокультурной теории развития Дж. Брунера и других. Анализ демонстрирует, что Индекс благополучия молодежи важный инструмент для измерения и анализа качества жизни молодежи. Его роль заключается в измерении качества жизни молодых людей, сравнении между регионами и странами, мониторинге изменений в благополучии во времени и определении приоритетов для разработки политики и программ поддержки молодежи. Индекс играет важную роль в оценке и улучшении жизни молодых людей и в формировании эффективной государственной политики и программ для их поддержки. Определены составные критерии Индекса благополучия молодежи: гражданское участие, экономические возможности, образование, здоровье, ИКТ, безопасность и защищенность.
2) С 26.09.2023 по 30.09.2023гг. исследователи (Книсарина М.М., Миралеева А.И., Сыздыкбаева А.Д.) прошли стажировку и получили консультацию зарубежных ученых на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (г. Санкт-Петербург, Россия). Цель стажировки состояла в обсуждении социально-психологических условий интенсивного роста благополучия обучающихся в условиях профессиональной подготовки в университете.