Научно-технический проект с грантовым финансированием по научным и (или) научно-техническим проектам на 2021-2023 годы (срок реализации 12 месяцев): ИРН AP09562200 «Оценка уровня тревожности у старшеклассников общеобразовательных школ в условиях пандемии Covid-19», КН МОН РК, 2021 г — Марат Оспанов атындағы Батыс Қазақстан медицина университеті


Научно-технический проект с грантовым финансированием по научным и (или) научно-техническим проектам на 2021-2023 годы (срок реализации 12 месяцев): ИРН AP09562200 «Оценка уровня тревожности у старшеклассников общеобразовательных школ в условиях пандемии Covid-19», КН МОН РК, 2021 г

Актуальность: Актуальность данного исследования связана с изучением психосоциальных последствий пандемии, в числе которых пристальное внимание требует тревожность старшеклассников, вызванная страхом перед вирусом COVID-19. Особо важным и своевременным является изучать различные изменения психологического состояния старшеклассников в виду их особого статуса, этапа взросления и периода профессионально самоопределения, что требует со стороны окружающих пристальное внимание и заботливое отношение к ним, тем более в такой чрезвычайный период пандемии COVID-19.

Цель: оценка уровня тревожности у старшеклассников общеобразовательных школ и разработка программы психолого-педагогического сопровождения.

Ожидаемые и достигнутые результаты:

  1. Проведен мета-анализ изучаемой проблемы методом научного поиска материалов зарубежных исследований в информационных базах Scopus, Google Scholar, PubMed.
  2. Был составлен комплекс диагностических методик: шкала тревоги Спилбергера-Ханина; шкала страха Covid-19; шкала тревожности в связи с Covid-19.
  3. Была проведена диагностика уровня тревожности у старшеклассников 10-11 классов 8 (восьми) Коммунальных государственных учреждений (КГУ) общеобразовательных школ г. Актобе: КГУ «Средняя школа № 3»; КГУ «Средняя школа № 12»; КГУ «Средняя школа № 13»; КГУ «Общеобразовательная школа № 20»; КГУ «Средняя-школа лицей № 23»; КГУ «Общеобразовательная школа № 25»; КГУ «Средняя школа № 28»; КГУ «Общеобразовательная школа № 64».
  4. Была осуществлена статистическая обработка полученных данных диагностики с помощью программ SPSS и MS Excel с применением методик оценивания достоверности результатов.
  5. Выявлены психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у старшеклассников в пандемию COVID-19.
  6. Определена роль чтения в снижении тревожности старшеклассников в период пандемии COVID-19.
  7. Разработана Программа психолого-педагогического сопровождения по диагностике и снижению тревожности у старшеклассников в условиях пандемии COVID-19 (проект).
  8. Опубликованы 2 (две) статьи в журналах, рекомендованных КОКСОН РК, – Вестник КазНПУ имени Абая», серия «Психология» и Вестник КазНПУ имени Абая», серия «Педагогические науки».
  9. Подана 1 (одна) статья на публикацию в научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 25 (двадцати пяти).
  10. Принято участие с публикацией 3 (трех) научных статей и с устными докладами в онлайн режиме (в связи с эпидемиологической ситуацией и в целях охраны здоровья участников, оргкомитет конференций предпочел желательным провести конференцию в онлайн режиме в Microsoft Teams, Zoom, поскольку в Республике Татарстан с 11.10.2021 г. введены ограничительные меры по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции (постановление №960 от 7.10.2021 г. https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=844856)) в 3 (трех) конференциях в г. Казань, Елабуга (РФ, Татарстан):
  1. Получены 3 (три) авторских свидетельства на объект «произведение науки»: № 21251 от 29.10.2021г., № 21252 от 29.10.2021г., № 21253 от 29.10.2021г.

 

ФИО исследовательской группы с их идентификаторами (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылками на соответствующие профили:

  1. Руководитель, ведущий научный сотрудник (ВНС) – Книсарина Малика Максатовна, доктор философии (PhD), доцент кафедры психологии, ORCID: 0000-0002-7350-1768 (https://orcid.org/0000-0002-7350-1768), Scopus authors ID: 57192387506 (https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57192387506), Researcher ID: Q-6386-2018 (https://publons.com/researcher/1867176/malika-m-knissarina/)
  2. Научный сотрудник (НС) – Сисенова Айнур Тагабергеновна, магистр педагогики и психологии, руководитель отдела развития персонала, ORCID: 0000-0003-3351-1248, Scopus authors ID: 57216964987.
  3. Младший научный сотрудник (МНС) – Жумалиева Гульмира Саиновна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии, ORCID: 0000-0002-6492-7644.

Список публикаций (со ссылками на них):

  1. Knisarina M.M., Syzdykbayeva A.D., Zhumaliyeva G.S. Determination of the COVID-19 fear scale in high school students / Вестник КазНПУ имени Абая», серия «Психология», № 3 (68), 2021. – С. 131-141. https://doi.org/10.51889/2021-3.1728-7847.15M

Статья 1

  1. Книсарина М.М., Сыздыкбаева А.Д., Жумалиева Г.С. Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у старшеклассников в пандемию COVID-19 / Вестник КазНПУ имени Абая», серия «Педагогические науки», № 4 (72), 2021. – С.
  2. Книсарина М.М., Сисенова А.Т., Жумалиева Г.С. Роль чтения в снижении тревожности старшеклассников в период пандемии COVID-19 // Литературная педагогика и ее роль в развитии эмоциональной грамотности: материалы Международной научно-практической конференции (26-27 октября 2021 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. – 248 с. – С. 91-96

Статья 3

  1. Книсарина М.М., Сисенова А.Т., Жумалиева Г.С. Изучение тревожности старшеклассников в условиях пандемии COVID-19 // «Хаковские чтения – 2021 [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Хаковские чтения — 2021», посвященной 95-летию со дня рождения Заслуженного профессора Казанского университета Вахита Хозятовича Хакова (Казань, 22 октября 2021 г.) / под общ. ред. Г.Р. Галиуллиной. – Электрон. текстовые данные (1 файл: 2 Мб). – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – 176 с. – С. 80-85. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F_888112729/_red._.Cbornik.Khakovskie.chteniya_2021.pdf – Загл. с титул. экрана.»

Статья 4

  1. Книсарина М.М., Сисенова А.Т., Жумалиева Г.С. Программа психолого-педагогического сопровождения по диагностике и снижению тревожности школьников // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 11. – Елабуга, 2021. – 585с. – С. 234-240

Статья 5

Список патентов: Получены 3 (три) авторских свидетельства на объект «произведение науки»:

  • № 21251 от 29.10.2021г.
  • № 21252 от 29.10.2021г.
  • № 21253 от 29.10.2021г.